Ключевые точки христианской морали в устройстве европейского общества

Ни для кого не секрет, что человек- существо социальное. Со времен первобытной общины и до наших дней происходит непрерывный процесс формирования общественного устройства. Отсеиваются системы, обкатываются национальные идеи, создаются касты и страты, устанавливаются негласные или наоборот- узаконенные правила для каждого уровня человеческих пирамид. Так вышло, что к истокам формирования европейского общества, подоспела философия христианства. Что-то было в новинку, другие идеи уже давно были под солнцем. Какие правила и нормы стояли у фундамента великой Европы?

На чем именно сконцентрировала свою мысль христианская школа? Какие законы она привнесла в общество, а от чего заставила отказаться?

Конечно, все аспекты христианского вероучения тяжело изложить тезисно. Попробуем взять вопросы сугубо земной морали и прямое влияние веры на повседневную жизнь.

Первое, на что стоит обратить внимание, это на идею равенства перед Богом. Какие бы ни были права и обязанности индивида в обществе, грехи для него и людей вокруг абсолютно одинаковы. Единственная разница между людьми – разница между христианином и не христианином. Человек, знающий законы Божьи, но отступивший от них, судится строже.

Что это дает при встраивании в систему ценностей? Это дает чувство всеобщей справедливости, устанавливает общие правила жизни для всех слоев населения, что, как единый язык, способствует взаимопониманию. При более глубоком рассмотрении принцип наталкивает на осознание единой ойкумены, в которую не стоит привносить зло, ибо сам же от этого зла и вкусишь. Принцип играет серьезную роль в предотвращении напряжения, вызванного социальным неравенством.

Идея равенства перед чем-либо давно на слуху в различных духовных учениях. Широко известно и логично равенство перед смертью. Но христиане особенно развили равенство ответственности перед жизнью.

Стоит отметить христианское понимание гордости и крайнего ее варианта – гордыни, которая в принципе считается основополагающим пороком. Не надо путать гордость и чувство собственного достоинства. Христианин, несомненно, должен иметь последнее, но в отличие от гордости достоинство подразумевает и уважение к другим членам общества, в то время как главный грех распаляет эго и ставит индивида выше остальных, выше природы и в апогее своем (как это вышло с падшими ангелами) выше Бога. Дабы все же не вводить читателя в диссонанс (в современной культуре слово “гордость” имеет скорее положительный окрас), будем использовать слово “гордыня”.

Гордец легко впадает в зависть, пренебрегает интересами социума в свою пользу, при возможности угнетает, легко обманывает, просто берет взятку- примеров множество, механизм предельно ясен: Я лучше, значит блага мира для меня, а им принадлежат не по праву.
Следовательно, борясь с этим пороком религия стремится искоренить причину впадения человека в греховное состояние, поменять принципы первобытного стада на гармоничные отношения взаимопонимания и взаимоуважения. При взаимодействии с нашим первым принципом равенства перед Богом, борьба с гордыней удерживает грехопадение (деструктивное для социума поведение) каждого, от нищего до царя.

В восточной традиции, в Исламе и в индейской культуре отношение к гордыне во многом схожее. В Древней Греции гордыню именовали Гибрис, и, по поверьям, за этим состоянием неизменно следовало возмездие высших сил – Немезис.

Слово о смирении. Смирение, что бы про него ни говорили, есть величайшее оружие правоверного христианина. Как противоположность гордости, оно возвращает адекватность разуму. Природа сурова, на долю каждого выпадает огромная масса бед и страданий, и это нормально. Смиренный ум не скорбит в догадках и причитаниях, к чему все это на его долю, он просто продолжает тянуть лямку жизни, ищет эффективное решение проблемы. Правоверный христианин спокойно принимает любую боль и переносит ее с максимальным спокойствием, понимая, что иного ему не дано, а скорбные сотрясания ноосферы делу не помогут.
Не нужно путать смирение с пассивностью, это абсолютно разные вещи. Данный принцип спасет тонкую психику Homo sapiens и в сыром окопе на пустой желудок, и в онкохосписе, и на тёмных улицах грешного Содома.

В Исламе известно понятие Сабр- смиренное принятие всего, что посылает человеку Бог. 

О любви и непротивлении злу злом. Пожалуй, один из самых непонятых обывателем аспектов.

Иисус призывал возлюбить ближнего, как себя самого. Сам же выражал искреннюю любовь ко всему человеческому, настолько искреннюю, что пошел на крайнюю жертву, ради спасения рода людского. Понятно, что человеку далеко до Бога, нам часто не хватает любви к самым близким людям. Но есть и положительные примеры. Исконный казачий принцип гласит: «сам погибай, а товарища выручай». Это ли не сакральная, жертвенная любовь к брату по оружию? Это ли не прекрасное поэтическое чувство, когда за побратима ты искренне готов сложить голову? Надо сказать, что в первобытном стаде участь самопожертвования отдавалась самым низким по рангу самцам. С точки зрения эволюции биологической это было правильно, стадо избавлялось от недоминантного балласта. Но с точки зрения эволюции духа куда важнее и вдохновеннее действительно ценная жертва. И за одного уважаемого воина, отдавшего себя за други своя, вставали его братья по вере. А проблем с передачей генетического кода общество больших христианских семей не имело в принципе.

Что же про непротивление злу злом, то все легко понять на примере родителя и ребенка. Взращивая сына, отец должен наказывать его за проступки. Но есть великая разница между наказанием чада в гневе, или разумным наказанием из желания сделать его мужчиной. Христианин не пассивен при виде зла, ибо невмешательство-есть действие, попущение злу. Сам Иисус изгонял торговцев скотом из храма силой. Важно состояние души в момент борьбы со злом. Какое же влияние данная моральная установка оказывает на альтруизм в обществе, трудно переоценить.

Итак, что мы видим. Равная ответственность каждого перед Богом, отказ от гордости, уважение к окружающим, смиренное принятие любых невзгод, непопущение злу, жертвенная любовь к ближнему и доброе сердце. Перед нами портрет души былинного богатыря. Неудивительно, что первыми христианами на Руси были воины.
По всему ясно, что как в плане личности, так и в плане общества в целом христианская мораль направлена на сглаживание острых углов и гармоничное существование всех элементов.

Альтруизм, меценатство, кодексы чести, воинские братства – лишь малая доля прекрасных дел человеческих, порожденных идеями христианства. По сути, всё наше понимание добра и зла происходит из тысячу лет назад принятой пращурами и гармонично наложившейся на уже существующую систему ценностей конфессии. Пращурами, дошедшими со Христом до Камчатки. Работавшими с ним на Колыме, бравшими Измаил и погибавшими на чужбине. В сердце каждого с молоком матери было вложено понимание мира, которое принес на землю Иисус.


Аватар

Петр Айдаров

Добавить комментарий

Vespa в социальных сетях

Материалы, которые Вы не найдете на сайте