Влияние Николая Старикова на современный российский политический мейнстрим сложно переоценить. По сути, он является творцом этого мейнстрима. Сегодня его постепенно вытесняют новые лица, новые левые гуру, однако, именно идеи Старикова являются базовыми для современной необольшевистской идеологии.
В чём секрет успеха Николая Викторовича? Для начала, он разработал и внедрил ряд живучих мифологем, таких, как: 1) Сталин не марксист, а монархист и националист; 2) Ленин – предатель, Сталин – герой, уничтоживший ленинскую гвардию; 3) Единое восприятие истории на основе двух предыдущих мифологем, где СССР и РИ не противопоставляются, а воспринимаются как одно целое и многие другие ценные для необольшевизма идеи. Но это всё вторично. Главная заслуга Старикова в том, что он первым “открыл людям глаза” на “истинные причины” процветания американской экономики: неограниченная эмиссия необеспеченных денег, создание Федеральной резервной системы США, отказ от золотого стандарта. Именно эти идеи, автором которых, якобы, является Николай Стариков, и принесли ему широкую известность, а также сформировали базовые направления необольшевистской идеологии – начать неограниченную эмиссию денег в России.
Восхождение звезды Николая Старикова совпало с активной стадией развития молодёжного движения НАШИ, которое стало стартовой площадкой для автора по продвижению его идей. Движение НАШИ активно скупало книги Старикова и распространяло их по региональным отделениям и активистам. Когда Николай Викторович выступал на молодёжном форуме “Селигер”, главном отчётном мероприятии движения НАШИ и самой крупной молодёжной общественной площадке в России, самыми популярными вопросами из зала были фразы “Откуда вы всё это узнали? Как вы докопались до этих идей?” Стариков выглядел как Прометей, несущий людям священный огонь истины.
Сделать подобные “открытия”, не зная основ экономической теории и её ключевых направлений, было бы просто невозможно. Все эти идеи, но в совершенно иной форме, с совершенно иными оценками и диаметрально противоположными выводами были сформулированы американским экономистом, представителем Австрийской экономической школы, сотрудником института Мизеса Мюрреем Ротбардом во второй половине XX века. Именно его труды “Государство и деньги”, “Показания против Федерального резерва” и другие стали основой и были полностью переработаны и извращены Николаем Стариковым. Ещё одним тайным поклонником Ротбарда является другой левый экономический гуру современного мейнстрима Валентин Катасонов.
Я не зря употребил слово “тайный”. Левые экономисты в России очень не любят знакомить своих сторонников с экономической наукой, предлагая взамен собственные концепции. Если вы откроете главный труд Николая Старикова, который и принёс ему широкую известность в патриотических кругах, “Кризис – как это делается?”, то не обнаружите там ни одной прямой ссылки на Ротбарда и других представителей АЭШ. Николай Викторович предлагает своим читателям “инновационный” подход к формированию ссылочной базы – статьи из сети интернет. Создаётся такое впечатление, что автор сначала написал свою книгу, а уже потом принялся гуглить интернет в поисках подходящих материалов для ссылок.
Ключевой идеей книг Николая Старикова на экономическую тематику является неограниченная денежная эмиссия. По мнению автора, именно она обеспечила доминирующее положение США в мировой экономике, а значит и путь к успеху лежит именно таким образом. Стариков весьма избирательно подходит к идеям Ротбарда и АЭШ, а его концепция полна дыр и нестыковок, однако, рядовой гражданин России, не знакомый с экономической теорией, едва ли сможет их обнаружить.
Сначала, Стариков рассказывает читателям об истории денег, об инфляции и её пагубном влиянии, о золотом стандарте. Потом переходит к конспирологическим реверансам вокруг ФРС. Его тезис прост и красиво упакован: “Национализация рубля – путь к свободе России”. Эта фраза стала названием его следующей книги. Её суть заключается в том, что российское правительство должно начать неограниченную денежную эмиссию российских рублей.
Для того, чтобы понять, что здесь не так, необходимо конечно же прочитать книги Мюррея Ротбарда, о которых я писал выше. В России они есть и продаются в рамках одного издания “Государство, деньги и центральный банк” от издательства Социум. Я лишь вкратце опишу основную ошибочность концепции Старикова, а если говорить точнее, откровенную ложь, которую автор прекрасно осознаёт.
Чрезмерная эмиссия необеспеченных денежных средств – это, по сути, перераспределение ресурсов из одного кармана в другой, за которое расплачиваются все остальные участники рынка. Когда государство печатает некую сумму денег и выдаёт её заёмщику, новоиспечённый владелец данной суммы покупает товары и услуги по ныне существующей цене, пользуясь преимуществом первого обладателя этих денег. Получив порцию новых платёжных средств в экономику страны, покупательная способность всех остальных участников рынка начинает снижаться за счёт роста цен. При этом количество ресурсов в экономике остаётся неизменным. Никакого реального экономического роста не произошло. Завод, например, который построил привилегированный получатель денег – это ресурсы, которые оказались сконцентрированы в определённом месте и не были потрачены на другие реальные нужды других людей. Рост инфляции нанесёт удар по карманам остальных, будет препятствовать накоплению капитала, приведёт к созданию ошибочных инвестиций. Все эти факторы вместе взятые приведут в последствии к кризису. Эмиссия – это простое перераспределение в рамках экономики страны, которое не приводит к увеличению самих ресурсов.
Эмиссия денег – это то же самое, что и фальшивомонетчество. При этом не имеет никакой разницы, происходит ли это в условиях золотого стандарта или в условиях фиатных денег. Совокупный объём денежных средств всегда равен совокупному объёму ресурсов в экономике. Если денег становится больше, то ресурсов больше не становится, а деньги теряют покупательную способность. Эта простая истина была многократно доказана историей и даже нашла отражение в кино. Вспомните 10-ю серию советской экранизации Шерлока Холмса. Когда выяснилось, что немцы занимаются на территории Великобритании фальшивомонетчеством, Майкрофт Холмс, брат Шерлока и высокопоставленный чиновник правительства, отдаёт распоряжение произвести соответствующее увеличение денежной массы фальшивками в Германии с целью “сбалансировать перекос в нашей национальной экономике перекосом в экономике Германии” (цитата из фильма). Эта формулировка никак не вяжется с идеями Старикова, по логике которого немцы оказали англичанам неоценимую услугу. Эмиссия денег даёт преимущество первым получателям денег за счёт остальных участников рынка, до которых эти деньги дойдут тогда, когда цены уже вырастут.
Но что, если валюта той или иной страны пользуется спросом на всём мировом рынке, как доллар США или евро? Если американский предприниматель получил кредит в долларах США и принёс эти деньги на мировой рынок, скажем, в некую менее развитую страну? Джон взял кредит в одном из коммерческих банков США и купил нефть в Катаре. В таком случае перераспределение ресурсов будет осуществляться в пользу экономики США и американских бизнесменов за счёт других стран. Очевидно, подобное положение дел должно привести к тому, что долларов в мировой экономике станет слишком много, а эмиссия, осуществляемая ФРС должна привести к тому, что курс доллара начнёт стремительно падать и данная валюта потеряет свою ценность в качестве международного платёжного средства. Всё это несомненно так, если бы не одно “но” – правительства других стран тоже любят печатать деньги и делают это очень активно. Рост денежной массы в России за последние 18 лет в несколько раз превзошёл рост долларовой массы в процентном соотношении. Это факт нам ещё пригодится.
Итак, мы выяснили, что в условиях, когда ваша валюта не востребована на мировом рынке, эмиссия денег не принесёт вам никакой выгоды, а лишь перераспределит ресурсы внутри вашей же экономики из одних рук в другие. При этом, количество ресурсов не увеличится, а качество этих ресурсов будет весьма и весьма низким и попросту недостаточным, так как в нашей стране, например, отсутствует полный цикл производства товаров, начиная от машин по производству машин и заканчивая готовой продукцией. Это значит, что для успешного развития нам необходимо закупать сырьё и оборудование за рубежом. При этом, российский предприниматель не может приехать в США и купить там станки, расплатившись рублями. Ему нужны доллары, а чтобы их получить, необходимо что-то произвести и продать на мировой рынок. Соответственно, единственным способом экономического развития в развивающейся экономике является привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности собственных предприятий. Именно этим занимались все так называемые азиатские “тигры” в период становления своей экономики. А для того, чтобы привлекать инвестиции, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, одним из залогов которого является предсказуемая экономическая политика, в основе которой лежит стабильная национальная валюта, низкие налоги и пошлины, возможность свободного вывода капитала из страны, политическая стабильность. Ну и самое главное, что для этого необходимо – закон и порядок, придельного низкий уровень коррупции, низкий уровень бюрократизации, монополизации и прямого вмешательства государства в рынок, наподобие того, которым занимается Министерство культуры РФ под управлением Мединского в сфере киноиндустрии.
Таким образом, тот путь развития, который предлагает Николай Стариков является не просто ошибочным, его идеи – это самое настоящее вредительство! Даже с точки зрения геополитических вопросов, России сначала необходимо окрепнуть, превратиться из экономического карлика в экономического гиганта. После этого вопросы политического характера будут решаться значительно проще. Никто не станет вводить санкции против экономического гиганта, так как это будет равносильно введению санкций против самого себя и приведёт к мировому финансовому кризису.
Что касается противодействия доллару, то единственным способом реально ему противостоять является не включение печатного станка, а взвешенная монетарная политика, ограничение денежной эмиссии, ну а в идеале, конечно, возвращение к золотому стандарту, но это уже совсем другая история. Всё, что сегодня рубль может противопоставить доллару – это ограничение денежной эмиссии, а не её наращивание. Если вы наращиваете объёмы собственной валюты, то играете на руку валюте другого государства, способствуя её укреплению. Если при этом валюта того другого государства востребована по всему миру, а ваша нет, если обрабатывающая промышленность в вашей стране находится в упадке и все средства производства и часть сырья вы вынуждены закупать за рубежом за иностранную валюту, если при этом у вас социальное государство с людоедской фискальной политикой и гигантской нагрузкой на бюджет, то увеличение собственной денежной массы прямо противоречит развитию вашей национальной экономики.
С другой стороны, увеличение денежной массы и последовавшее за этим снижение курса вашей национальной валюты выгодно добывающей промышленности, которая в нашем случае работает целиком на экспорт. Это происходит потому, что в условиях роста денежной массы, курс национальной валюты падает по отношению к другим валютам и отрасли, работающие на экспорт получают больше денег в национальной валюте. Это приводит к номинальному увеличению доходов в национальной валюте, но не приводит к увеличению реальных доходов. Доходы в бюджет от экспорта сырья увеличиваются, а благосостояние рядовых граждан сокращается, растут цены на импортные товары – автомобили, технику, промышленное и профессиональное оборудование и прочее. Таким образом, идеи Старикова способствуют превращению России в мировую бензоколонку, а не в крупного экономического партнёра, с интересами которого нужно считаться. Если мы хотим противостоять мировой долларовой экспансии, то увеличение количества рублей – это худшее, что можно себе представить в нынешних условиях.
Если вернуться к экономической теории и доктрине, предложенной Стариковым, которая сегодня стала доминирующей в России, то она состоит из двух взаимоисключающих компонентов: идеи Австрийской экономической школы о золотом стандарте и ФРС с одной стороны и кейнсианские идеи с другой. Стариков совокупил идеи двух несовместимых между собой доктрин. С одной стороны он показывает пагубность неограниченной денежной массы, с другой стороны призывает к созданию подобной модели в России без учёта положения доллара и рубля на мировом рынке. Он утверждает, что создание ФРС поставило правительство США в зависимость от банкирской элиты, но именно независимое положение центрального банка позволяет государству увеличивать государственный долг практически до бесконечности без всякой угрозы дефолта и обрушения экономики. Непонятно, как наше государство будет увеличивать госдолг, если центральный банк по Старикову должен быть лишён независимости. Непонятно, куда будет идти весь этот объём денежной массы в условиях, когда российская национальная валюта просто не востребована на мировом рынке. Непонятно, что вся эта политика принесёт нашей стране, кроме обнищания населения.
Ещё одной интересной особенностью, которая не представляет серьёзного интереса, но наглядно демонстрирует морально-нравственное состояние левых идеологов, является критика общества потребления, которая у Старикова, Катасонова и прочих левых гуру одновременно сосуществует с идеями британского экономиста Джона Кейнса. Суть доктрины Кейнса заключается в том, чтобы наращивать уровень потребления материальных благ путём кредитной экспансии и борьбы со склонностью людей к сбережениям, а также активно заменять рынок государственным регулированием. Именно Кейнс поставил неограниченную эмиссию на научную основу. По сути, его экономическая теория – это доктрина общества потребления, которая сегодня в той или иной форме реализована по всему миру. Однако, незнание основ экономической теории политически-активной частью населения России даёт левым возможности критиковать последствия того, что они же сами и предлагают.
Подведём итог “инновационных” идей, предложенных Стариковым. Американская экономика сегодня действительно имеет некие преимущества за счёт эффекта перераспределения ресурсов, который является следствием денежной эмиссии. Американские кампании получают преимущество в мировой экономике как первые получатели долларов. В то же время, для рядовых американских граждан есть и негативные эффекты в виде инфляции. Указывая на это преимущество, Стариков, однако, ни слова не говорит о самом эффекте перераспределения, который имеет для нас принципиальное значение. В условиях невостребованности российской национальной валюты на мировом рынке, увеличение рублёвой массы не имеет никакого смысла, так как эффект перераспределения не приведёт к тому, что российская экономика получит какие-то преимущества на мировом рынке за счёт других стран. Однако, Стариков прекрасно знает об эффекте перераспределения и даже сумел спроецировать его на мировую экономику, хотя сам Ротбард рассматривал это явление, ограничиваясь национальной экономикой.
Следующей важной “инновацией” Старикова является идея о том, что именно денежная эмиссия является стимулом и главной предпосылкой экономического роста. Однако, США стали первой экономикой мира ещё в эпоху золотого стандарта. Увеличение денежной эмиссии не принесло Америке и её гражданам ничего, кроме Великой депрессии и последующих кризисных явлений. Доллар стал, условно говоря, “мировой резервной валютой” и начал доминировать в международных финансовых сделках и золотовалютных резервах стран только благодаря лидерству американской экономики над другими странами, что было бы невозможно, если бы США начали свой путь экономического развития с неограниченной денежной эмиссии, а не с твёрдой валюты, обеспеченной золотом. Таким образом, идеи Старикова абсолютно бесполезны и более того, вредны для России. Николай Викторович предлагает абсолютно ложный путь развития, однако, его идеи очень удобны политикам. Вместо того, чтобы ограничивать бюджетные расходы и аппетиты чиновников, сокращать налоговую нагрузку и проводить непопулярные реформы в социальной сфере, можно обещать людям золотые горы, как только Россия обретёт “суверенитет” и проведёт “национализацию рубля”, осуществлению которой противятся прозападные чиновники из правительства, нещадную борьбу с которыми ведёт Президент.
Наши ура-патриоты очень любят конспирологию и разговоры о мировых заговорах против России. Но лично у меня создаётся впечатление, что главными иностранными агентами в нашей стране являются люди, которые предлагают абсолютно ложную стратегию развития, построенную на изначально ложных экономических предпосылках. Экономическая изоляция и протекционизм, неограниченная денежная эмиссия и регулирование цен, рост социальных расходов и увеличение МРОТ, всё то, что предлагают сегодня левые от Старикова и Глазьева до Навального и Грудинина – всё это прямой путь к нищете, безработице, продовольственному дефициту, обесцениванию реальных доходов населения и геополитической катастрофе в качестве итогового результата такой политики.
Проблема России заключается в том, что реальной политической альтернативы всем этим идеям сегодня попросту не существует. В России нет ни одной право-консервативной партии, а приоритет левых политических сил прямо закреплён в законе о политических партиях. Сегодня нам предлагают пакетные решения – либо европейский социализм с политической нестабильностью, сепаратизмом, бардаком и культурным марксизмом, либо евразийская диктатура с нищетой, репрессиями и развалом в конечном итоге.
Добавить комментарий