Столкновение Москвы и Константинополя: детали

Столкновение интересов Москвы и Константинополя спровоцировано не только нестабильной политико-религиозной ситуацией в Украине. Решение патриарха Варфоломея о необходимости предоставления автокефалии Украинской Церкви возникло на фоне нестабильности его тыла – греко-турецких взаимоотношений.

По сути, сегодня на Варфоломея оказывается колоссальнейшее давление со стороны турецких властей. Впрочем, его положение никогда не было завидным, однако после путча в 2016 году, во время которого Варфоломей в спешном порядке улетел в Словакию, спецслужбы Турецкой республики окончательно взяли его под постоянный контроль. С тех пор он практически не бывает в Стамбульском Фанаре, приезжая только по серьезным поводам, выставляя вокруг себя серьезную охрану. К тому же, несмотря на многократные угрозы убийства со стороны радикальных исламистов, полиция Турции только сокращает свои силы в районе Фанара.

Что же стало причиной такого отношения турецких властей к патриарху Варфоломею? Очевидно, что странное поведение предстоятеля во время государственного переворота в Турции – это лишь предлог. По информации ряда экспертов-политологов,

Cуществующий конфликт между Варфоломеем и Турцией имеет “слоистую” структуру. Один из “слоев”, который уже не на поверхности – это негативное восприятие турецким руководством постоянного расширения влияния Константинополя, что в первую очередь нарушает Лозанский мирный договор от 1923 года. Напомним, согласно этому документу, Константинополь окормляет в первую очередь греков на территории Турции. Сегодня же Константинопольский патриархат – это крупнейшая церковь в мире, представленная в Турции, США, Канаде, Греции, Эстонии, Финляндии, а теперь, скорее всего, и на Украине. Причем территория последней может стать решающей для формирования “запасного плацдарма” или даже временного переноса своей резиденции на случай сложных отношений с турецким правительством.

Ведь режим Порошенко нестабилен, потенциальной украинской паствы много, а исторический статус Киева велик.

Даже некоторые исламские движения на территории самой Украины, в частности – крымско-татарское движение Мустафы Джемилева, заявляют о близких связях с Константинополем.

Мустафа Джемилев

Отметим, что Мустафа Джемилев человек непростой, а уполномоченный по делам крымско-татарского народа при президенте Украины Петре Порошенко. Кроме того, Варфоломей сегодня претендует на “первенство чести” в православном мире, что никак не согласуется с турецкой территориальной политикой. Все эти составляющие привели к тому, что Константинопольский Патриархат не может сидеть ровно на одном месте, ему приходится адаптироваться под нынешнюю ситуацию.

Очевидные риски потери большинства привилегий “в тылу” раскалывают руководство Константинополя на тех, кто готов прогибаться под Анкару и тех, кто категорически не желает это делать. Первая группа постоянно убеждает турецкие власти в том, что иметь на своей территории Константинопольскую Церковь – это престиж и возможности. Вторая – ни при каких условиях не желает идти на уступки, не отрицая возможности иметь «запасной аэродром». Очевидно, что Варфоломей сегодня находится в крайне сложных условиях и вышеперечисленные проблемы далеко не единственные.

Но самое неприятное во всем то, что возможный раскол православного мира будет выгоден конкурирующему с ним на ближнем Востоке исламскому миру, а также ряду иных религиозно-политических образований, среди которых влияние Турции имеет не последнюю роль. Такой расклад сил ослабит не только Москву, но и в первую очередь сам Константинополь и иные греческие церкви.

Если вы находите важным то, что мы публикуем подобные материалы, поддержите авторов 

Аватар

Дмитрий Кромиади

Добавить комментарий

Vespa в социальных сетях

Материалы, которые Вы не найдете на сайте