«Скучно на этом свете, господа!»
Попросили сказать пару слов про события в Керченском проливе.
К сожалению или к счастью, ничего принципиально нового я тут не вижу.
Детали самого эпизода не так важны, как понимание контекста возникновения подобных актов самоPRа.
Посему, немного о вопросе политической типологии.
В общественных дискуссиях редко обращаются к правовым и историческим аналогиям вне отечественной практики. Не в последнюю очередь потому, что они саморазоблачительны.
Стоит только себя приучить к поиску симметрий на временной и географической шкале, как идеологические карточные домики моментально растворяются в жестокой реальности.
Есть такое устойчивое выражение «приграничный инцидент» (ПИ). Оно хорошо описано в специализированной литературе, хрестоматиях новейшей истории и многочисленных исследованиях.
Кажется, существует даже пара монографий о системных особенностях ПИ.
Категория эта достаточная широкая, а периметр мероприятий до и после ПИ совершенно типовой.
Бывало со всеми странами, что уж тут.
Какие характерные нюансы можно выделить?
Попробую перечислить несколько самых важных:
1) Решение внутриполитических задач созданием искусственной внешнеполитической напряжённости.
В 90% случаев речь идет о неустойчивом положении лидера или одного из глав силовых ведомств по отношению к своим коллегам в «политбюро».
В случае стран ЮВА, таких как Филиппины, Индонезия или Тайланд, ПИ необходимы для резкого перехвата управления «отцом нации» и снятия потенциально опасного заговорщика. В Латинской Америке любят работать в двух направлениях: в случае отсутствия реакции со стороны центрального аппарата, условная оппозиция использует ПИ для консолидации сторонников и начала механической части восстания.
Разумеется, есть и куда более примитивные варианты. В африканских странах переносят выборы или закрывают СМИ под сурдинку о невероятной опасности, нависшей над любимой родиной.
На ряде территорий имеются даже специализированные части, устраивающие провокации на заказ и самоустраняющиеся в ответственный момент.
2) Подогревание интереса к военной помощи. Ничто так не разнообразит досуг, как заявление на немедленную подмогу со стороны стратегических союзников.
Тяни-толкай должен происходить постоянно и не дай бог подписать какое-то окончательное мирное соглашение, да еще в присутствии дополнительных сторон.
Временная администрация, что в Латинской Америке, что на Ближнем Востоке до самого последнего момента имитирует борьбу с повстанцами/сепаратистами/беспокойными соседями для обеспечения ручейка дотаций.
Без активных демонстраций непонятно, как оправдать «наращивание потенциала».
Иногда этот спектакль продолжается годами.
Все поступления проедаются по известной схеме оффшорных поставок оружия в обратную сторону: контракты заключаются с каким-нибудь о.Мэн, а оттуда перепрятываются в открытые горячие точки на другой стороне земного шара.
Таким образом большая часть военного сэконд-хенда даже не доходит до цели.
3) возможность на короткий период перераспределить межгосударственные партнёрства и проверить потенциальных союзников. Прием избитый, но если не злоупотреблять, то 1–2 раза за политическую жизнь «уго чавес» успевает пробить в набат ложной тревоги.
Дивиденды заключаются в затягивании подписания всех нормативных актов, отсрочке выплат по долговым бумагам, переключении внимания от грубых нарушений международного права на внезапный болевой прием.
Теперь чем ПИ чаще всего не является? Поводом к полноценным военным действиям.
Наиболее распространенный случай: операция экспедиционного корпуса с вылазкой на территорию агрессора.
Поскольку инициаторы (по указанным причинам) не заинтересованы в отключении питания от страны пребывания, то полноценно воевать им незачем.
В редких случаях ПИ может являться casus belli для сильной стороны конфликта, но в этом случае сам факт быстро меркнет в свете последующих событий. А следуют они необычайно быстро.
Только понимая всё сказанное можно как-то +/- трезво оценивать перспективы развития ситуации после ПИ.
Они, как показывает практика, плачевны. Тут в буквальном смысле речь идет о последнем прибежище «патриота».
Если вы находите важным то, что мы публикуем подобные материалы, поддержите авторов
Добавить комментарий