Невоенные методики НАТО

Организация Североатлантического Договора, созданная как милитаризованный противовес СССР и имеющая в своей основе военную философию, сегодня использует новые способы достижения своих целей, обозначенные как сугубо невоенные, гуманитарные и применяемые «во имя мира и безопасности».

Так, новой стратегией увеличения масштабов влияния НАТО на мировой арене стало создание т.н. центров стратегических коммуникаций. Согласно заявлению бывшего пресс-секретаря НАТО, ныне специального представителя генерального секретаря НАТО по странам Закавказья и Центральной Азии Джеймса Аппатурая, задача таких центров состоит в том, чтобы «улучшить коммуникации внутри альянса и его образ, имидж, в том числе в соцсетях». Вопрос соцсетей необходимо будет дополнительно упомянуть позже.

Одни из последних таких центров были открыты в Прибалтике.  В Эстонии был открыт передовой центр НАТО по вопросам кибербезопасности. Лишь в этом центре руководителем является непрофильный военный – бывший советник по вопросам безопасности президента Эстонии, Мерле Майгре (Merle Maigre). В Литве – Центр компетенции НАТО по энергетической безопасности, ныне возглавляется полковником Ромуальдасом Петкевичюсем (Romualdas Petkevicius). В Латвии – центр стратегической коммуникации, или, как его называют в некоторых пресс-релизах, «центр развития коммуникационных возможностей», возглавляется действующим государственным секретарем МО Латвии Янисом Сартцем (Jānis Sārts). И вот позиция Сартца по вопросам деятельности подконтрольного ему центра сильно расходится с официальными заявлениями Аппатурая. «Последние события показывают, что мы — Запад — в этой сфере (пропаганда, информационные операции, формирование общественного мнения) начинаем отставать. Если НАТО не сможет оказать противодействие, то в случае дальнейшей конфронтации противник будет использовать нашу слабость все чаще”, – это было сказано им в интервью на латвийском телеканале. Это заявление поддержано президентом Литвы Далией Грибаускайте, сказавшей, что центр создан для противостояния пропаганде: “открытие центра подтверждает наше понимание угрозы пропаганды. Эта опасность угрожает разуму людей, манипулирует их восприятием и разделяет общества, а также провоцирует военные конфронтации. Эта церемония дает сигнал того, что НАТО будет принимать меры, отвечая на вызовы, при любых обстоятельствах”.

Открытие этого центра было широко освещено в американских СМИ, позитивно отозвался о перспективах данной структуры Джон Маккейн: «Я думаю, что каждый знает о том, что президент России Владимир Путин осуществляет программу пропаганды и дезинформации, особенно в Балтийских странах, а также на Украине и в странах НАТО. Однако, я верю в то, что Центр стратегической коммуникации поможет добиться правды для всех стран НАТО, в том числе, для стран Балтии. Этот центр поможет распространить правду, а правда всегда побеждает». Эта риторика слабо вяжется с обозначением данного центра как сугубо научного и антимилитаристского. Скорее он напоминает военную структуру, созданную для идеологической обработки широких слоёв населения для достижения военного и геополитического доминирования НАТО в тех государствах, где население такой обработке подвержено. Эту концепцию косвенно подтверждает заявление Марины Кальюранд, бывшей на тот момент министром иностранных дел Эстонии, сделанное ею во время конференции “Рижский диалог стратегической коммуникации”: «в Эстонии русскоязычные составляют более трети населения, и бороться с российскими информационными волнами становится все сложнее, оставаясь в рамках демократии».

На сегодняшний день у НАТО действует порядка двадцати подобных центров. В том числе они открыты в Нидерландах, Италии, Германии, Польше, Великобритании, Франции, и, что немаловажно, в нейтральных Финляндии и Швеции. Это может говорить о том, что данные структурные образования, как различные формы партнёрств (Партнёрство ради мира и безопасности, Наука ради мира и безопасности, Средиземноморский диалог), направлены на вовлечение в кооперацию, взаимодействие и тесное сотрудничество с НАТО также и тех стран, которые не являются членами данного блока.

Риторика о достижении военных целей невоенными методами, а именно воздействием на информационную сферу, была реализована за последние годы не единожды. Деятельность ряда институтов по поддержанию сепаратизма в Каталонии, открыто поддерживаемых как бывшими, так и действующими сотрудниками НАТО, продолжается до сих пор. Ещё одним примером является деятельность Беркмановского центра в Гарвардском университете. Сотрудники Центра занимаются изучением социальных сетей, блогосферы, в первую очередь на Ближнем Востоке — в арабских странах и Иране. Участники проекта изучали воздействие Интернета вообще и особенно блогосферы на общество. К слову, неудачи переворота, приуроченного к выборам в Иране, Беркмановский центр объясняет  тем, что «мы мало изучали блогосферу Ирана». После этого сотрудниками Центра явно были сделаны выводы, и в Тунисе и Египте они преуспели больше, мобилизовав блоггеров, ориентирующихся на «Братьев-мусульман».  Сейчас Беркмановский центр серьёзно сфокусировался на российской блогосфере. Остаётся добавить, что контрагент данного центра по «изучению» российского информационного пространства – Высшая школа экономики, научно-образовательный портал которой огромное количество статей посвящает деятельности НАТО.

Подобная методика работы очень схожа с той «работой с соцсетями», о которой не раз в интервью говорил Янис Сартц.

Другой Институт, напрямую связанный с НАТО, оказался связан с задержанным Виктором Кудрявцевым, ведущим специалистом Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) (головного научного предприятия “Роскосмоса”), обвиняемым в госизмене. Речь идёт о Фон Кармановском институте гидродинамики, финансируемым НАТО (24 октября 2017 года 29 представителей НАТО посетили данный институт; во вступительной речи генсек Альянса Столтенберг поблагодарил Институт за более чем шестьдесят лет работы на благо НАТО и государств-членов). По результатам расследования, осуществляемого Федеральной Службой Безопасности, было выявлено, что Кудрявцев посредством электронной почты передавал информацию, в том числе секретные данные о гиперзвуковых технологиях для ракетных комплексов “Авангард” и “Кинжал”, бельгийцу Патрику Рэмбо, бывшему на момент передачи информации сотрудником Кармановского Института. В частности, он занимался проектом по программе FP7-SPACE, который с российской стороны курировал Кудрявцев. По версии следствия, Кудрявцев передавал секретные сведения за границу, получив от Фон Кармановского института гидродинамики в 2012 году некое “задание”.

Риторика представителей новообразованных «невоенных» структур, вкупе с практикой деятельности научных организаций со схожими методами работы, позволяет сделать вывод, что любые действия блока НАТО исходят в первую очередь из его сути военного альянса. И открытие таких «невоенных» центров, как в том числе литовский, преследуют в первую очередь (если не исключительно) достижение различных военных целей, от сбора стратегической информации и идеологической обработки населения, до морального разложения сил противника в информационной сфере.

НАТО преуспело в распространении своего влияния не только в Европе, но и в системе ОДКБ – бюро НАТО по связям и взаимодействию со странами Центральной Азии, которое начало работать в столице Узбекистана в мае 2014 года, было закрыто в ноябре 2016 года исключительно из-за слишком явной и непродуманной политики вмешательства во внутренние дела государства. При этом попытки «начать всё по новой» не только в Узбекистане, но и в Казахстане, Киргизии, очевидно, будут предприниматься вновь и вновь. В Москве также существует информационное бюро НАТО, которое, согласно официальным заявлениям, открыто для «просвещения населения о структуре и деятельности Альянса». При этом давать какие-либо комментарии даже о невоенной деятельности блока сотрудники бюро отказались, разъясняя, что комментарии как научным сотрудникам, так и представителям СМИ даёт исключительно директор бюро Роберт Пшель. Вызывает вопросы возможность осуществления сотрудниками московского бюро деятельности, аналогичной таковой в Ташкенте. Получить более конкретные пояснения о сути деятельности данной структуры НАТО в Москве возможно в личной беседе с директором.

Если вы находите важным то, что мы публикуем подобные материалы, поддержите авторов 

Аватар

Фёдор Ужов

Добавить комментарий

Vespa в социальных сетях

Материалы, которые Вы не найдете на сайте