Воцерковление Алисы

Сегодня мы поговорим о творческом пути Константина Кинчева и рок-группы «Алиса». Путь этот тернист и интересен, и неплохо иллюстрирует историю поиска творческими людьми своей русской и православной идентичности на рубеже 20 и 21 веков в СССР/Российской Федерации.

Женское имя «Алиса» происходит от древнегерманского adel, что означает «Благородный». Можно предположить, что руническая буква ᛟ (одал), означавшая на прагерманском языке «наследие», «родовое имущество» имеет тот же корень. Думаю, лингвисты меня поправят, если я заблуждаюсь, но образ рисуется весьма чёткий: благородное родовое наследие, вот что такое группа «Алиса».

Как и подобает языческому полубогу из глубоких пластов славяно-германских мифов, будущий лидер «Алисы» Константин Кинчев начал свой творческий путь с бунтарства и приключений. В семь лет он убежал из дома на поиски клада, в знак протеста побрился наголо в средней школе, вступил и с почётом был изгнан из комсомола, работал то натурщиком, то на заводе, создавал и распускал группы, лавировал между советскими законами, грозящими ему тюрьмой за «тунеядство». Любопытным для нас будет эпизод, в котором Константин при поступлении в музыкальное училище спел романс «Гори, гори моя звезда» и казачью песню «Ой, да не вечер».

Всё это отлично укладывалось в образ жизни ищущего человека тех времён. Человека, что искал свою идентичность. В начале Константин, как и многие в то время пошёл по самому простому пути. Самоидентификация себя как живого существа, как мужчины, как «самца», при этом через модный (и противоречивый) андрогинный образ в те времена.

Общеизвестный факт, что Кинчев не создавал группу «Алиса», а был приглашён в неё, как вокалист, именно, потому что, не только хорошо пел, но и образом жизни и манерой исполнения и поведения подходил под эксцентричный стиль группы. Первый серьёзный альбом коллектива «Энергия» был абсолютно бунтарским по духу. «Мы вместе», «Моё поколение» – нетленные вещи, гимны неприкаянной молодёжи 80-х. Модное тогда синтетическое звучание, мощный и мейнстримовский звуковой поток, «Экспериментатора» и «Соковыжимателя», панк-напор «Плохого рок-н-ролла», всё это сплеталось с образом музыкантов, рисует нам картины постапокалиптических банд из «Безумного макса». А вставки из «Мастера и Маргариты» в песне «Энергия» предают всему альбому отчётливый образ шабаша, причём не какого-то средневекового с козлами и свечами, а совершенно нового, модернистского с веществами и нонконформизмом.

Но буквально через год, в 1987 году происходит первая разительная перемена в творчестве группы.

Обложка альбома “БлокАдА”

Альбом «Блок Ада» полностью лишён какого-то пёстрого, павлиньего флёра. Это был альбом, состоящий из песен, предвосхищающих рассвет после долгой ночи. Все 9 композиций повествуют нам об одном – о том, как после годов гонений и тюрьмы лирический герой говорит: «я начинаю путь, возможно в их котлах уже кипит смола, возможно в их вареве ртуть, но я начинаю путь…». При этом «они» определены однозначно – это некие красные кони, серпами подков топчущие рассвет:

Мы вскормлены пеплом великих побед.

Нас крестили звездой, нас растили в режиме нуля.

Красные кони серпами подков топтали рассвет.

Когда всходило солнце,

Солнцу говорили: «Нельзя, нельзя»

Знаменитая песня «красное на чёрном» ещё в языческих красках обращается ко Христу «а на Кресте не спекается Кровь и гвозди так и не смогли заржаветь…и как смиренье глаза Заратустры, и как пощёчина Христос». Христианство для Константина — это пока лишь один из элементов традиции примордиализма. Но песня «Компромисс», который не для нас, чётко постулирует, что движения вспять как раз не будет, самоидентификация андрогинного бунтаря переходит в фазу «герой вечных мифов». При этом во всю высоту уже на этом этапе творческого пути начинает вставать русская самоидентичность. Константин будто бы начинает примерять на себя косоворотку сказочного Ивана-царевича, идущего по глухим болотам Кощеева царства, чтобы победить, вызволить из мрачного плена красавицу-Россию.

Этот же дух не только сохраняется в двух последующих альбомах «Шестой лесничий» и «Шабаш», но и многократно усилился стихотворными формами. В них цветёт буйное двоеверие отдалённых северных деревень и право-анархический дух нонконформизма:

Смотри, как кровью дурманит болота кикимора-клюква,

Как ведьмы-вороны тревожат День Вознесенья.

Смотри, как в саван туман наряжает озера,

Как стелет звезды по самой воде поднебесье.

Смотри, как ветви и тени деревьев ложатся на травы.

Как кружит души над куполами стон Благовеста,

Как поминают вином и хлебом, как провожают

Лето…

Ну, а мы, ну, а мы – педерасты,

Наркоманы, нацисты, шпана!

Как один социально опасны,

И по каждому плачет тюрьма.

Мы пена в мутном потоке

Пресловутой “Красной Волны”.

Так об этом пишут газеты.

Газеты всегда правы.

Но это рок-н-ролл!

Все это рок-н-ролл!

Русский дух будет следовать уже постоянно вместе с «Алисой». Если на ранних альбомах это Русь вольная, Русь буйная, Русь, сочетающая в себе культ античной языческой красоты и русских сказок, то в 90-е это Русь кающаяся, в начале кающийся волхв, а потом уже и крещёный человек. В 2000-е творчество преисполнено русского созидательного духа, тем самым, который помогал осваивать бескрайние просторы Сибири и Арктики, покорять науку и искусство. Но это будет позже, а пока Кинчев в 1991 году встаёт на защиту режима Ельцина и даже получает за это награду, от которой позже отказывается увидев, как кровожадно российские власти жертвуют русскими солдатами в Чечне. Константин Кинчев был и остаётся антисоветчиком, но при этом, что вполне естественно, русским патриотом: «Участником развала СССР я себя признаю. А вот то, что я делал это осмысленно и с желанием революционера — нет. Мы жили стихийно, и наш образ жизни не вписывался в образ жизни строителей коммунизма. Жалею, что мы потеряли территорию: Украину, Белоруссию и Казахстан, а всего остального мне не жаль».

Музыкальные образы, рождённые группой при этом весьма яркие, но интернациональные. В периоде до середины 90-х местами утяжелённый, местами приблюзованный рок-н-ролл – вот основной музыкальный стиль группы. Но уже с «Шестого лесничего» появляются напевные элементы в вокальных партиях Константина. Обложки выполнены в красно-чёрном дизайне, кровь и пепел, война на пустошах, когда-то, быть может, принадлежавших великим цивилизациям, но сегодня населённых варварами.

Характерной особенностью рассматриваемого периода группы с музыкальной точки зрения является использование клавишных, создание при помощи их и гитар «мистических пространств» таких как в песнях «Земля», «Шестой Лесничий, «Театр теней» и иных. Шаманство, поиск Бога, племенная индоевропейская самоидентификация, вот квинтэссенция начала творческого пути группы «Алиса». Здесь всё чётко, нет никаких метаний и смешений стилей. Отряд воинов-шутов торит путь через Лихолесье.

Но в 1992 году происходит важнейшее событие в жизни Константина и других музыкантов – они принимают Крещение. Путь в Дамаск закончился встречей со Святым Духом, как и у апостола Павла. Посещение Израиля в 1992 году стало тем самым толчком, который привёл талантливых людей в объятия Бога. Но всё было не так радужно, как на первый взгляд. В 1993 году записывается альбом «Для тех, кто свалился с луны», абсолютно стилистически не похожий на предыдущие. Камерный, театральный, личный, полный рассуждений о собственном пути. Обложка его выполнена в русском лубочном стиле, наполненном мифологическими славянскими образами.

В этом же году на фоне проблем с наркотиками (которые были у всех музыкантов группы в то время) кончает жизнь самоубийством Игорь Чумычкин, гитарист группы и близкий друг Константина. Это событие встряхивает группу, начинается долгий путь борьбы с зависимостями, который при помощи православной веры увенчается успехом через пару лет.

После годового перерыва группа записывает альбом «Чёрная метка» в память об Игоре, альбом вновь стилистически шаманский, шутовской. Тяжёлые перегруженные гитары, животная энергия концертных выступлений, песня «Белая невеста» с около языческим представление о смерти. Но при этом тексты наполнены раскаянием, болью утрат и рассуждениями о вере, о том, что атеист, безбожник – человек связанный собственными слабостями и зависимостями. В записи альбома принял участие и православный хор, как образ надежды на Спасение.

Этим альбомом можно закрыть историю первого периода группы. Выросший из андрогинного гедонистического образа полуязыческий титан тяжёлых гитар останавливается послушать своё сердце. Сердце болит, требует отдыха. В 1996 году выходит альбом «Jazz», абсолютно спокойный, умиротворённый, рассудительный. По сути, сборник старых песен десятилетней давности. Песни из него могли бы стать отличным материалом для корпоративных выступлений, приносящих деньги. Но Кинчев пошёл по иному пути.

Впереди было восхождение вверх, впереди были не разрушительные песни, которые сотрясают основы лживого мира, а созидательные, показывающие образ того самого изначально задуманного мира, испорченного людьми, гонящими от себя Духа Святого.

Но в начале нужно было действительно полностью покаяться. В 1997 году выходит альбом «Дурень», после которого Алиса, опираясь на своё великое наследие, изменилась навсегда.

Аватар

Артем Бирлов

Добавить комментарий

Vespa в социальных сетях

Материалы, которые Вы не найдете на сайте