Во время борьбы с Наполеоном русские войска дважды вступали в столицу Франции. Первый раз это произошло в 1814 году.
Загадочные северные варвары
Днём 19 (31) марта 1814 года русские войска вошли в покорившийся Париж. Парижане представляли себе русскую армию скопищем лохматых варваров. А ну вдруг ещё станут жечь город в отместку за Москву? И были приятно изумлены, увидев блестящую европейскую армию, все офицеры которой свободно изъяснялись по-французски, а по части хороших манер могли дать фору офицерам французским. Изумление парижан, а особенно парижанок, вскоре переросло в восторг и преклонение, особенно перед русским Императором.
Одни лишь казаки вполне соответствовали сложившемуся стереотипу своим внешним видом. Лохматые, бородатые, в высоких меховых шапках, в цветных шароварах – они действительно выглядели экзотично и привлекли всеобщее внимание. Ещё больше выросло изумление парижан, когда они увидели, как казаки раздеваются догола и залезают верхом на лошадях в Сену – купать их. Немного неприятностей доставили утончённым обитателям французской столицы костры, которые казаки жгли на бульварах из срубленных тут же деревьев.
Впрочем, эти «безобразия» продолжались недолго. Император Александр I, больше всего беспокоившийся об имидже русских войск за границей, запретил казакам появляться неглиже в городе. А за вырубленные деревья русское командование возместило ущерб парижской мэрии. Отдельные случаи разграбления магазинов и винных лавок, имевшие место при вступлении казаков в город, были жестоко наказаны.
Сокуров С.А. вот как описывает интересный эпизод, случившийся вначале вступления русских в Париж.
По обычаю того времени, захваченная столица вражеского государства разграблялась и сжигалась, дабы наказать противника, как часто поступали французы. Однако русский император поступил по православному канону. Он собрал свое войско на площади Согласия, чтобы в благодарность Богу за эту викторию, помолиться.
На православную Пасху 11 апреля 1814 года, на берегу Сенны был установлен алтарь, который окружило все русское войско. Париж стекался поглазеть на столь удивительный ритуал. Александр I и православные священники поднялись к алтарю. Пешие воины сняли шапки и склонили головы, кавалеристы опустили вниз оружие. Началось пасхальное благодатное богослужение. Площадь окутало православное пение. Эффект от сего действа был настолько велик, что католики французы потянулись к алтарю и православным крестам, в надежде дотронуться до них. Весь Париж проникся величием русского воинства.
Совсем не страшные
Казаки, при ближайшем рассмотрении, оказались совсем не страшными. Они улыбались детям, гурьбой бежавших за ними и весело указывавшим на их бороды, пробовали грубовато и неуклюже ухаживать за французскими мамзелями и вполне отвечали своему образу «благородных дикарей», наивных, но совсем не жестоких детей природы, оказавшихся в центре цивилизации.
Совсем уж экзотикой оказались для французов татарские и калмыцкие казачьи части. Те были менее общительны, с непроницаемыми лицами. Их странная одежда, сабли и луки со стрелами, а также их верблюды невольно внушали страх. Хотя и не были опасны. Да и немного их было.
Вообще, русские войска в 1814 году пробыли в Париже совсем недолго – всего восемь недель. Причём казаки были Императором Александром выведены из города через несколько дней и размещены в окрестностях. А когда в 1815 году во Францию – теперь уже, из-за боязни реставрации Наполеона, надолго, на целых три года – вступил русский оккупационный корпус графа Михаила Воронцова, то казачьих войск в нём не было.
Да, а слово «бистро», вопреки известной байке, чисто французское и совсем не от русского «быстро». Русские не вели себя в Париже как оккупанты, а напиваться им, тем более казакам, было строжайше запрещено начальством.
Если вы находите важным то, что мы публикуем подобные материалы, поддержите авторов
Добавить комментарий