Фильм «Хроники хищных городов», вышедший в российский прокат на 10 дней раньше, чем в американский, на прошлых выходных уверенно захватил лидерство.
Во-первых, экранизировавший «Властелина колец» Питер Джексон и в качестве продюсера ерунды не предложит. Во-вторых, в мире прокисших кинофраншиз, где разочаровывают и «Звездные войны», и «Фантастические твари», и «Мстители», появление совершенно нового волшебного мира и сюжета всегда привлекательно. Ну, а в третьих, с учетом пережитого в этом году безобразного «дела Скрипалей», разве не забавно услышать фразу «Мы должны уничтожить Лондон, пока он не уничтожил нас» и понаблюдать за спецоперацией против шпиля и купола знаменитого «Лондонецкого собора»?
В индустрии современных блокбастеров, похоже, борются две лоббистские группы. Английская и китайская. Одна прославляет мощь старой доброй Британской империи, которая только и могла держать наш мир в приличном состоянии: тут и «Трансформеры» 2017 года, и «Чудо-женщина», и идущий в соседних залах с «Хищными городами» совершенно русофобский «Щелкунчик». Вторая восславляет мудрый и древний, но мощный и технически передовой Китай, оказывающийся в кино почему-то цитаделью боевого феминизма — достаточно вспомнить «Великую стену» 2016 года или «Тихоокеанский рубеж» этого.
«Хроники хищных городов» — фильм мало того, что откровенно прокитайский — символизирующая Поднебесную «Лига противников движения» это, по сути, Китай, и населена она китайцами, — так еще и откровенно антианглийский. По бескрайним пустошам постапокалипсиса едет на гигантских гусеницах чудовищный Лондон, который пожирает небольшие кочующие городки, встречающиеся на его пути. Правь, Британия, Пустынями! Жители города, одетые по моде эпохи расцвета Британской империи, радостно наблюдают со смотровой площадки за очередной охотой за мелкими городишками, выжившими в опустошенной Европе (такой образ жизни: «сожри соседа, пока не сожрали тебя», — называется «муниципальный дарвинизм»). Хищный город увенчан собором Святого Павла, где делается страшное оружие, а вокруг живет аристократия, которая презирает работающее внизу простонародье.
Лондону и подобным ему городам-хищникам, среди которых есть, кстати, и символизирующий Россию Архангельск, противостоит китаизированная Лига противников движения, отгородившаяся от вторжения городов-хищников Великой Стеной. Трудно создать более прозрачную метафору. Глобалистские транснациональные финансовые элиты — «новые кочевники», как назвал их футуролог Элвин Тоффлер, живущие по принципу «умри ты сегодня, а я завтра», — против защитников оседлой цивилизации, традиционной территориальной государственности с производящим хозяйством и защитными стенами.
«Хроники хищных городов» получились фильмом откровенно антиглобалистским — от неоднозначности серии романов англичанина Филиппа Рива «Смертельные машины» не осталось и следа. В оригинале совсем уж одиозных героев и злодеев не было — мрачный Валентайн был довольно сложным человеком с идеями. Здесь же, в фильме, все четко: под британским «Юнион Джеком» таится агрессивное зло «муниципального дарвинизма», а за китайской стеной под красными флагами и парусами воздушных кораблей скрываются мир, гармония и уважение к жизни.
Фильм относится к жанру стимпанк. А значит, там много паровых двигателей, дирижаблей, крутящихся шестеренок, смешных котелков и долгих плащей на мужчинах (дамы, впрочем, почему-то без кринолинов). Залюбуешься. Иногда авторы фильма ради красоты кадра забывают, что нельзя так просто стоять на открытой площадке дирижабля, летящего на высоте 5 тысяч километров, и спокойно разговаривать с любимыми — задохнешься. Поскольку наряду со стимпанком это еще и постапокалипсис, слишком большую (я бы даже сказал, чрезмерную) роль играют всевозможные артефакты прошлого: компьютеры, старинное лазерное оружие, а в витринах нас веселят разбитые айфоны и статуи американских богов… оказывающихся желтыми очкастыми миньонами.
В этом смешении жанров обнаруживается некоторый абсурд. Если люди настолько забыли доапокалиптическую (то есть современную нам) цивилизацию, то как у них получилось развить технологии XIX века? А если хватило ума на паровые двигатели, электричество и даже радиосвязь между воздушными пилотами, то переоткрыть компьютеры тоже труда не составит. Однако задавать такие вопросы, когда речь идет о шоу, — только портить себе настроение.
«Хроники хищных городов» получились яркой, динамичной, свежей историей и весьма оригинальной картинкой:
особенно удалась «подземная лодка», рыщущая по пустошам. Очень хорошо смотрится первая половина, когда фильм довольно точно следует роману Рива. Во второй становится не то что хуже — приключений по-прежнему навалом. Но более штампованных. Все это мы уже тысячу раз видели в «Звездных войнах»: «Люк, я твой отец!», атака авиации на двигатели «Звезды смерти»…
Есть и переклички поновее. Почему-то уже во втором популярном блокбастере за год главной героиней оказывается девочка с частично обезображенным лицом: только что это была Артемис в «Первому игроку приготовиться», и вот уже Эстер Шоу в «Хрониках» (у Эстер, впрочем, так и было в романе). Уже второй фильм подряд персонаж, который сперва кажется зловещим злодеем, окруженным символом стивенкинговского ужаса — злыми клоунами, — на деле оказывается добрейшей души. Только что эта инверсия была в «Щелкунчике» — и вот, пожалуйста, полюбите живого кибермертвеца Шрайка. Тема «на лицо ужасные — добрые внутри» явно все больше занимает создателей блокбастеров.
Зато вот от навязчивой политкорректности — бесконечных неуместных по сюжету чернокожих, смакования гомосексуальности, истерического феминизма — фильм свободен чуть более чем полностью. Скорее, в нем можно заметить противоположные отклонения, вызванные яростной англофобией. Впечатляющая воздушная атака на Лондон, которую не сумела отразить местная система ПВО — разбиваемые прожектора, черные хлопки зениток, — все это смотрится своеобразно, если вспомнить, что единственный раз подобным образом атаковали Лондон люфтваффе Гитлера и Геринга в 1940 году. В «Хрониках» с юморком переиграли результаты воздушной «Битвы за Англию»…
В конечном счете с Лондоном, впрочем, поступили более щадящим образом, чем в романе Рива. Там он просто взорвался, тут его жители спасены хорошей дочерью страшного злодея и стали беженцами в гостеприимном «Китае». Впрочем, вполне возможно, это только начало. В случае коммерческого успеха создатели фильма, вполне вероятно, возьмутся за вторую часть. А по роману главным героем этой второй части будет город Архангельск, гоняющийся за главным портом Аляски Анкориджем. Какие тут могут быть сочные геополитические аллюзии — сами посудите.
Добавить комментарий