Умерла, так умерла или апокалипсис будет позже

Наверное, не стоит напоминать всем, что случилось в 2020 году. Исторических решений и событий хватит на множество диссертаций. Но итог всех этих событийпростой: закончен 20 век, стартовавший в 1914 году, начался явный демонтаж постиндустриального мира, с заменой на новую систему, имя которой дадут потомки, но уже сегодня можно её окрестить «цифровой», «постковидной», «квазидемократической» или же «антиевропейской».

Под «Европой» мы будем подразумевать не географию, а прежде всего культуру. Она раскинулась довольно широко. Это и Голливуд, и Шекспир, это и Пушкин, и Высокое Возрождение. Все оттенки нашей общей культуры очень яркие, иногда диаметрально противоположные, но единые в своём диалоге. Испанская империя и империя Российская одновременно различны в огромном количестве внешних атрибутов. Католический король и православный царь, цивилизация юга и цивилизация севера, Великая Армада, приближающая освоение континентов и пешие казачьи дружины, закладывающие океанские порты. Но весь этот мир был един, начиная с Гомера и Цезаря, заканчивая Толкиеном и Лимоновым. 

Европейская культура несла в своём сердце культ героя. Героя, который готов пройти огонь и воду, помочь сотням невинных и обездоленных и в конце сорвать большой куш. Даже жертвы были героические, добровольно идущие на заклание ради высшей цели. Это свойственно и римским и греческим мифам, эпосу кельтов, славян и германцев. Эта особенность присутствует и в христианских основах европейской системы. Даже социализм, рождённый непростым 19 веком, опирался на жертвенных коммунаров, литературных Данко, что дарят огонь своего сердца соратникам.

В отличии от хитрой и многоликой Азии эпос Европы подразумевал постоянное и прямолинейное движение ради каких-то идеалов. Иногда движение приобретало характер цикличности или узора, особенно в таких мистических пограничных островах, как Византия или Русь, кельтские окраины или скандинавские снега.

Идеалы менялись внешне, но суть их оставалась единой. В Античность это было распространение культуры в море варварства, жертвенного распространения, путём выхода из зоны комфорта. Недаром Сократ говорил: «Ну что за варвар! До чего же невежествен! Боюсь, старик, понадобятся розги нам». И пусть зачастую окружавшие греков и римлян варвары были не менее, а иногда и более продвинуты в технологиях и культуре, не считали ли они себя сами островком света в море невежества? И все эти островки, кои видели лишь себя надеждой цивилизации – слились в единую сушу посреди моря тьмы.

В Средние века идеал служения, жертвы Богу, королю, даме также предполагал нести свет во тьму. Только тьма чаще всего была или внутренняя – необразованная чернь или внешняя, за пределами не твоего города или домена, а за пределами обитаемого мира – в Азии, Африки, Америках. 

Новое время – это, прежде всего, культивация национальных особенностей каждого народа и возведение их в идеал. Здесь взор просвещения упал прежде всего на внутреннюю поверхность общества. Рационализм, пусть зачастую и противоречил Традиции, но преследовал прекрасный образ абстрактного совершенства, хоть эта гонка и загнала общество модерна в лапы бездушного постмодернистского строя.

Но через все эти века красной линией, стержнем шла идея Бога, всемогущего Творца, который, собственно всех этих героев и направлял как ветер, дующий в паруса ладей и галеонов. Даже эпоха просвещения при всём её материализме не отрицала мистическую составляющую, как первооснову и главный движитель цивилизации. Удивителен век XIX. Он представляет собой компромисс всех трёх основных течений европейской мысли. Это и изящество античности, это и пылкое сердце традиции, это и здоровый рационализм двух предыдущих столетий.

Но вот настало то время, когда этот участок жизни человечества подходит к концу. Первая глубокая трещина пролегла по лицу Европы в годы Великой Войны (1914-1918 гг.). Потом, спустя пару лет сердце Европы было вырезано и брошена в жертвенный огонь – Петербург, Вена, Берлин окрасились кровью и революционными флагами.

Далее была «благословленная» передышка в 30-е. Да, Россия была в глубокой коме, но короткий всплеск европейского духа во Франции, в Скандинавии, Британии, победа духа традиции в Испании. Даже Германия и Восточная Европа до определённых годов жили в парадигме своей цивилизации. Всё закончилось в середине 30-х, а далее огонь 40-х сжёг практически дотла старую Европу. Тоталитарные режимы середины XX века словно бы подготовили цивилизацию к неминуемой гибели. Они показали, что булочники в миг становятся убийцами, малые народы стаптывают в грязь великие, что храмы плавятся в огненных смерчах авиабомб. Нет ничего вечного. Общество потребления родилось в концентрационных лагерях. Потому что завтра тебя сгноят, значит сегодня насладись жизнью во чтобы то ни стало, незачем созидать. 

Как ни странно, но надежда ещё оставалась. Даже глубоко не традиционные, а полностью отданные духу Модерна 60-70-ее годы были в общем не потерянным временем. И рок-музыка, и архитектура 70-х и научная фантастика – это были радикальные, немного вырожденные изводы европейской культуры, тем не менее они имели свои корни в готическом стиле и песнях трубадуров. Даже в 70-е годы в СССР началось медленное, зачастую поверхностное, но тем не менее действенное возрождение настоящей русской культуры. 

Гораздо худшее случилось десятилетием раньше. В 60-е на фоне «сексуальной революции и движения хиппи» зародилось мощнейшее братство неомарксистов, маосистов, людей, которые уже в 90-е займут профессорские кафедры и положат начало леволиберальном течениям, которые в 2010-е выродятся в абсолютно людоедские и антигуманные движения красно-зелёных в защиту толерантности и «позитивной дискриминации».

Буквально за 20 лет европейская культура окончательно угасла. Мы были свидетелями последних её успехов, иногда сомнительных. Голливуд создавал шикарные фильмы, понятные и во Владивостоке, и в Калифорнии, и в Копенгагене, культура путешествии позволила миллионам увидеть достижения и традиции (пуская декларативные) разных регионов и уголков. Даже культура ролевиков, компьютерных игр и рассвет фэнтези – мы можем записать на счёт нашей культуры с большим знаком «+».Но общий вектор был уже гораздо слабее предыдущих десятилетий, ни фундаментальных литературных трудов, ни стойких музыкальных стилей создано не было. 

Теперь, конечно, остатки этого ещё будет жить, и возможно «Однажды в Голливуде» не станет самым-самым последним фильмом уходящей эпохи, но больше каких-то столпов европейская культура, объединявшая Ярославль и Пенсильванию, Лион и Вену – породить не сможет. Тренд совсем иной – хаос, запрос на примитивизацию культуры, чтобы орды мигрантов, без рода и племени, потребляя дешёвую закваску клипового мышления, породили нечто новое, но скорее всего совершенно иное и по смыслу, и по форме, и по содержанию.

Но Европейская культура (включает в себя и США и Россию) умерла не потому, что появились писатели, учёные, политики, ненавидящие своё Отечество и традиционные ценности, кои их породили. Причина в том, что им практически нет альтернативы. 

Точнее эта альтернатива кончилась. Любые традиционалистские движения в Европе слабы, разрозненны и не интересуют массы. Конечно, есть АДГ, есть идентитаристы, есть Марин Ле Пен, есть стойкая Венгрия, есть даже Россия, которая ещё пытается держать либерально-консервативный курс, не скатываясь в откровенное левачество. Но это скорее островки сопротивления, чем чёткий фронт.

Но ещё 200 лет назад было иначе. На могучем традиционалистическом теле цивилизации зрели гнойники левых идей. Идей, декламирующих равенство, но предполагающих совершенно иное – разрушение всех культурных основ. 

Сегодня мы сталкиваемся с зеркальной ситуацией, когда правые течения являются зачатками мощной идеологии завтрашнего дня. Смерть европейской цивилизации означает лишь одно – мы обязаны сохранить наследие, и продолжить двигаться дальше, с тем чтобы приблизить день возвращения обновлённой и переосмысленной цивилизации героев. Будущее принадлежит нам. Пусть оно наступит и через десятки или сотни лет. 

Победа Байдена на выборах в США, укрепление антихристианства в Европе, последовательное вытеснение русских из культурной и экономической сферы в России – это катастрофа, но это не навсегда.

Сегодня время сохранить память о прошлых достижениях, помнить прошлые векторы развития и закладывать фундаменты для новых культурных взлётов. Нет, Европейский Союз не станет никогда проводником европейской культуры, но это не повод ничего не делать. Наступило время укреплять древние фундаменты на уровне низовой, глубинной культуры, самосознания и образования. Если говорить кратко – чем глубже мы запомним постановления Вселенских соборов, чем полнее выучим легенду о Короле Артуре и чем лучше научимся игре на русских гуслях, тем больше у нас шансов, что любимая нам культура героев вернётся в новом виде. 

Нужно перестать быть жителем мегаполиса, надо стать самим собой. Старая культура умерла, её убили, умерла, значит умерла, но конец Света пока не наступил, а значит надо грамотно распорядиться фамильными украшениями покойной – не пропить, а украсив финифтью и фаянсом свой столярный инструмент – восстанавливать жилище, может даже начать и не с самой усадьбы, а начать с сарайчика, зато своего.

Аватар

Артем Бирлов

Добавить комментарий

Vespa в социальных сетях

Материалы, которые Вы не найдете на сайте