Русско-японская война началась не по воле русского царя. Он её не желал и старался решить противоречия мирным путём, но без ущемления интересов России.
1 февраля 1904 года перед придворным балом к императору подошла жена русского посла в Лондоне графа Александра Константиновича Бенкендорфа графиня Софья Петровна Бенкендорф (урождённая графиня Шувалова), чей сын, лейтенант флота граф Константин Бенкендорф, служил на одном из кораблей эскадры в Порт-Артуре. Она спросила Государя о возможности начала боевых действий против Японии, на что тот ответил:
«Я войны не хочу, и её не будет»
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (св. прмц. Елисавета) писала 6 августа 1915 года игумену Серафиму (Кузнецову):
«Государь войны не желал, война вспыхнула вопреки его воле, как вспыхивает пожар вопреки [воле] хозяина».
Япония искала повод для начала войны в удобный для себя момент. Объектом противоречий стала Корея, которую хотела захватить Япония и которую хотела иметь в сфере своего влияния Россия. Столкновение было неизбежным, Николай II это понимал и готовился к тому, чтобы отразить нападение, но прежде всего он старался отсрочить эту войну, идя на некоторые уступки. Однако уйти из Кореи и Маньчжурии он не желал, поскольку стоял вопрос о доступе к незамерзающим морям.
Как развивались события?
Решение о начале войны с Россией было принято на совместном заседании членов тайного совета и всех министров 4 февраля 1904 года, а в ночь на 5 февраля было отдано распоряжение о высадке войск в Корее и об атаке русской эскадры в Порт-Артуре. 5 февраля министр иностранных дел Японии Дзютаро Комура телеграфировал послу в Петербурге о прекращении переговоров и разрыве дипломатических отношений с Россией, о чём было официально объявлено на следующий день. 8 февраля началась высадка частей 1-й японской армии в Корее, а в ночь на 9 февраля, до официального объявления войны, японские миноносцы провели торпедную атаку на русские корабли на внешнем рейде Порт-Артура. 9 февраля японская эскадра в корейском порту Чемульпо атаковала находящиеся там русские корабли крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец». Таким образом, мы видим, что Япония совершила акт агрессии и напала на Россию первой.
Стоит отметить, что Британская империя и США поддержали Японию и её агрессию против России. В Лондоне цинично назвали войну «Борьбой Японии за свободу» (от кого? чего?) Теодор Рузвельт давил на Францию, заявив, что если она вступит в войну на стороне России, то США вступят в неё на стороне Японии. Американская печать, тем более подпитываемая еврейским лобби, была активна враждебна России.
«Нет сомнения, что без обеспечения Америки и Англии Япония не сунулась бы с нами в войну», отмечал русский публицист Михаил Меньшиков.
Франция и Германия осудили японскую агрессию, но заняли нейтралитет.
Процитирую Высочайший Манифест о начале военных действий с Японией от 27 января/9 февраля 1904 года:
В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира, Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на предложенный Японским Правительством пересмотр существовавших между обеими Империями соглашений по Корейским делам. Возбужденные по сему предмету переговоры не были однако приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений Правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.
Не предуведомив о том, что перерыв таковых сношений знаменует собою открытие военных действий, Японское Правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать Нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артура.
По получении о сем донесения Наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооруженною силою ответить на вызов Японии. Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышняго и в твердом уповании на единодушную готовность всех верных Наших подданных встать вместе с Нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестныя Наши войска армии и флота.
Стоит отметить, что, несмотря на поражения, в целом, Россия могла ещё воевать достаточно долго, тогда как Япония была истощена войной. Именно со стороны Японии прозвучали предложения о переговорах. Наконец, после активного давления со стороны США и Германии, Николай II на переговоры согласился. Они прошли в американском Портсмуте. Российскую делегацию возглавил Сергей Витте, которому лично император приказал ни в коем случае не соглашаться на контрибуцию и не отдавать ни пяди русской земли. Российская делегация категорически отвергла предложения Японии, которые назвала неприемлемыми, и стояла на своём. Испуганная перспективой продолжения войны, Япония дрогнула и пошла на уступки. С американской стороны последовало давление на Россию с целью вынудить её принять условия Японии, но Витте был твёрд в отстаивании российской позиции.
В итоге, мирный договор был заключён 5 сентября 1905 года. Условия договора были значительно ближе к российской, нежели японской программе мира. Японской общественностью договор был воспринят как унижение и это вызвало массовые беспорядки в Токио, в ходе которых погибло 17 человек и было ранено около тысячи, а правительство Кацура Таро было вынуждено уйти в отставку. Эти беспорядки открыли 13-летний период массовых народных недовольств и выступлений в Японии. Россия же потеряла юг Сахалина, уступила Японии арендные права на Ляодунский полуостров, часть Южно-Маньчжурской железной дороги и признала Корею сферой японского влияния (в 1910 году Япония её оккупировала).
За Портсмутские мирные переговоры Теодор Рузвельт получил Нобелевскую премию мира, которую в своё время не дали Николаю II (его Рузвельт ненавидел и даже повесил портрет царя в своём тире). А Витте удостоился от Государя титула графа.
Добавить комментарий