Сталин и кавказский сепаратизм

Левые либералы, северокавказские национал-сепаратисты и закавказские евроатлантисты любят утверждать о том, что политика Сталина на Кавказе была прорусской и “шовинистической”. Советские патриоты всячески поддерживают этот миф, всячески оправдывая депортации народов Северного Кавказа и доказывая мнимое русофильство отца народов.  Однако настоящее и будущее Кавказа заставляет рассмотреть взаимоотношения Сталина и Кавказа.

Сразу же отмечу, что рассуждения об осетинском происхождении Сталина являются спекуляцией. Предки-осетины Сталина легко ассимилировались, так как у грузин всегда была кровнородственная община. Также вождь свободно владел грузинским языком, ценил грузинскую кухню и любил грузинские песни (“Сулико” и “Черная ласточка”).  Но  неисторично ограничиваться упоминанием этих фактов. Прадед Сталина Заза Джугашвили участвовал в 1805 г. в антирусском восстании. Сам же революционер Джугашвили прочитал повесть грузинского писателя Александра Казбеги “Отцеубийца”, где “благородный” абрек Коба воюет с русскими.

В 1920 г. Сталин в “Декларации советской автономии Дагестана ” провозгласил следующее:

“Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям. Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьезное значение. До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат.  Я здесь от имени правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев. Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены.”

Это означает, что большевики терпимо относились к исламу и национальным особенностям народов. Коба также провозгласил меры по развитию народов Дагестана.

“Советская власть знает, что темнота-первый враг народа. Поэтому необходимо создать побольше школ и органы управления на местных языках. Этим путем Советская власть надеется вытащить народы Дагестана из той трясины, темноты и невежества, куда их бросила старая Россия. ”

Т. е. Сталин выступает за дерусификацию Дагестана и создание условий, при которых коренные народы Дагестана имеют преимущество. Кроме того, он разжигает ненависть к России за якобы имевшее место угнетение. На съезде народов Терской области Сталин также озвучил политику советской власти.

“У каждого народа, у чеченцев, у ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, а также у оставшихся на автономной горской территории казаков должен быть свой национальный Совет, управляющий делами соответствующих народов применительно к быту и особенностям последних. Я уже не говорю об иногородних, которые были и остаются верными сынами Советской России и за которых Советская власть всегда будет стоять горой. Если будет доказано, что органы Чека и Особого отдела не умеют применяться к быту и особенностям населения, то ясно, что соответствующие изменения должны быть внесены и в эту область.Во главе национальных Советов должен быть Совнарком Горской Республики, избираемый съездом Советов последней и непосредственно связанный с Москвой.”[

Борцы за национальный быт и особенности народов в ходе сталинской реконструкции Москвы взрывают Храм Христа Спасителя, построенный в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Таким образом Сталин поощряет развитие горцев и выступает за кавказскую солидарность.  Одновременно он разделяет русское население на казаков и иногородних.  В своих выступлениях Коба четко заявил о целях такой политики.

“Основное зло, которое угнетало горцев всю жизнь, – это их отсталость, их невежество. Только искоренение этого зла, только широкое просвещение масс может спасти горцев от вымирания, может приобщить их к высшей культуре. Вот почему в своей автономной республике горцы должны начать прежде всего с устройства школ и культурно-просветительных учреждений. Весь смысл автономии в том, чтобы она втянула горцев в управление своей страной. Здесь у вас слишком мало местных людей, умеющих управлять своим народом. Вот почему в учреждениях Продкома, Чека, Особого отдела, народного хозяйства работают русские, не знающие вашего быта, языка. Необходимо, чтобы ваши люди вовлекались во все области управления страной. Та автономия, о которой здесь говорится, понимается так, чтобы во всех органах управления стояли ваши люди, знающие ваш язык, ваш быт. В этом смысл автономии.”

Этот отрывок показывает суть советской политики: вытеснение русских из Северного Кавказа и  создание национал-коммунистических этнократий.

Будучи наркомом по делам национальностей, Сталин не забывал о Грузии. Вот  отрывок из доклада “Об очередных задачах коммунизма в Грузии и Закавказье” в 1921 г.

“Во-вторых, ясно, что Грузия, страдающая недостатком продовольственных продуктов, нуждается, не может обойтись без русского хлеба. В-третьих, Грузия, не имеющая жидкого топлива, очевидно, нуждается для поддержания транспорта и промышленности в нефтяных продуктах Азербайджана, не может обойтись без них. В-четвертых, также несомненно, что Грузия, страдающая недостатком экспортных фондов, нуждается в помощи со стороны России золотом для покрытия дефицита в товарном бюджете.”

Следует напомнить о том, что именно русские были превращены в бесправных доноров. При этом Сталин выступал за дружбу закавказских народов.

“И поскольку пережитки этого национализма еще не изжиты среди рабочих, это обстоятельство (национализм) является величайшей помехой делу объединения хозяйственных (и военных) усилий закавказских советских республик. Ну, а я уже говорил, что без такого объединения немыслимо хозяйственное преуспеяние закавказских советских республик, особенно Советской Грузии. Поэтому очередной задачей коммунистов Грузии является беспощадная борьба с национализмом, восстановление старых братских интернациональных уз, существовавших до появления националистического меньшевистского правительства, и создание, таким образом, здоровой атмосферы взаимного доверия, необходимой для объединения хозяйственных усилий закавказских советских республик и для хозяйственного возрождения Грузии.”

Многие подумают, что Коба был настоящим интернационалистом. Но это не так. Сталин во имя грузинского благополучия выступает за мир между коренными народами Закавказья, чтобы вместе противостоять русским. 

“Это не значит, конечно, что не должно быть больше независимой Грузии или независимого Азербайджана и пр. Циркулирующий среди некоторых товарищей проект восстановления старых губерний (Тифлисская, Бакинская, Эриванская) с единым закавказским правительством во главе является на мой взгляд утопией, притом утопией реакционной, ибо такой проект, несомненно, исходит из желания повернуть назад колесо истории. Восстановить старые губернии и ликвидировать национальные правительства в Грузии, в Азербайджане, в Армении – все равно, что восстановить помещичью собственность на землю и ликвидировать завоевания революции. Это не имеет ничего общего с коммунизмом. Именно для того, чтобы рассеять атмосферу взаимного недоверия и восстановить узы братства между рабочими национальностей Закавказья и России – именно для этого необходимо сохранить независимость как Грузии, так и Азербайджана и Армении. Это не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость взаимной хозяйственной и иной поддержки, так же как и необходимость объединения хозяйственных усилий независимых советских республик на началах добровольного соглашения, на началах конвенции.”

Т.е. Сталин с 1921г. до своей смерти будет выступать за существование союзных и автономных республик.

Развал России. Один наметил, второй закончил.

Закавказские евроатлантисты считают, что СССР поработил их страны и нещадно эксплуатировал. Вот что по этому поводу говорил Сталин в 1921 г.

“По полученным мною сведениям, в Москве решили на днях оказать Грузии, Армении и Азербайджану маленькую поддержку в виде 6,5 миллионов рублей займа золотом. Кроме того, я узнал, что Грузия и Армения получают, оказывается, нефтяные продукты из Азербайджана безвозмездно – случай, немыслимый в жизни буржуазных государств, хотя бы и связанных пресловутым “сердечным соглашением” (Entente cordial). Едва ли нужно доказывать, что эти и подобные им акты не ослабляют, а укрепляют независимость этих государств.”

Иногда можно встретить утверждение о том, что во время грузинского дела 1922 г. Сталин, Орджоникидзе и Дзержинский выступили против грузинских национал-уклонистов и Ленина из-за своих прорусских взглядов. Вот что в реальности думал об этом Сталин в 1923 г. на XII съезде партии.

“У нас была и остается одна группа грузин-коммунистов, которая не возражает против того, чтобы Грузия объединилась с Союзом Республик, но возражает против того, чтобы это объединение прошло через Закавказскую федерацию. Им, видите ли, хочется поближе к Союзу, дескать, не нужно этого средостения между нами, грузинами, и Союзом Республик в виде Закавказской федерации, но нужно, дескать, федерации. Это, будто бы, звучит очень революционно. Но тут есть другой умысел. Во-первых, эти заявления говорят о том, что в области национального вопроса в Грузии отношение к русским имеет второстепенное значение, ибо эти товарищи-уклонисты (их так называют) ничего не имеют против того, чтобы Грузия прямо объединилась с Союзом, т.е. не боятся великорусского шовинизма, считая, что он так или иначе подрублен, либо не имеет решающего значения. Они, очевидно, больше боятся федерации Закавказья. Почему? Почему три главных народа, живущие в Закавказье, дравшиеся между собой столько времени, резавшие друг друга, воевавшие друг с другом, – почему эти народы теперь, когда, наконец, Советская власть установила узы братского союза между ними в виде федерации, когда эта федерация дала положительные плоды, почему теперь эти узы федерации должны рвать? В чем дело, товарищи? Дело в том, что узы федерации Закавказья лишают Грузию той доли привилегированного положения, которое она могла бы занять по своему географическому положению. Судите сами. Грузия имеет свой порт – Батум, откуда притекают товары с Запада, Грузия имеет такой железнодорожный узел, как Тифлис, которого не минуют армяне, не минует Азербайджан, получающий свои товары из Батума. Если бы Грузия была отдельной республикой, если бы она не входила в Закавказскую федерацию, она могла бы некоторый маленький ультиматум поставить и Армении, которая без Тифлиса не может обойтись, и Азербайджану, который без Батума не может обойтись. Тут были бы некоторые выгоды для Грузии. Это не случайность, что всем известный дикий декрет о пограничных кордонах был выработан именно в Грузии. Теперь эту вину взваливают на Серебрякова. Допустим. Но ведь родился-то он, этот декрет, в Грузии, а не в Азербайджане или в Армении. Затем, тут есть еще и другая причина. Тифлис – столица Грузии, но в нем грузин не более 30%, армян не менее 35%, затем идут все остальные национальности. Вот вам и столица Грузии. Ежели бы Грузия представляла из себя отдельную республику, то тут можно было бы сделать некоторое перемещение населения, – например, армянского из Тифлиса. Был же в Грузии принят известный декрет о “регулировании” населения в Тифлисе, о котором тов. Махарадзе заявил, что он не был направлен против армян. Имелось в виду некоторое перемещение населения произвести так, чтобы армян из года в год оказывалось меньше в Тифлисе, чем грузин, и, таким образом, превратить Тифлис в настоящую грузинскую столицу. Я допускаю, что декрет о выселении они сняли. Но у них в руках имеется масса возможностей, масса таких гибких форм, – например, “разгрузка”, – при помощи которых можно было бы, соблюдая видимость интернационализма, устроить дело так, что армян в Тифлисе оказалось бы меньше. Вот эти выгоды в географическом отношении, которые грузинские уклонисты терять не хотят, и невыгодное положение грузин в самом Тифлисе, где грузин меньше, чем армян, и заставляют наших уклонистов бороться против федерации. Меньшевики просто выселяли из Тифлиса армян и татар. Теперь же, при Советской власти, выселять нельзя, и поэтому надо выделиться из федерации, и тогда будут юридические возможности, чтобы самостоятельно произвести некоторые такие операции, которые приведут к тому, что выгодное положение грузин будет использовано полностью против Азербайджана и Армении. И в результате всего этого создалось бы привилегированное положение грузин внутри Закавказья. В этом вся опасность.”

Таким образом Сталин выступал за мирное сосуществование грузин, армян и азербайджанцев для того, чтобы они хорошо жили за счет русских.

Примечательно, что в 1925 г. Серго Орджоникидзе предложил Сталину создать единую автономную осетинскую республику в составе Грузии. [И лишь возражения Анастаса Микояна заставили отказаться от этого плана.

В 1930 г. Абхазская СССР была присоединена к Грузии на правах автономной республики. С одобрения Л. П. Берии в августе 1936 г. Сухум был переименован в Сухуми. Началась грузинизация топонимики республики. Убийство 28.12.1936 г. Нестора Лакобы  развязало руки Берии и Сталину. Репрессии 1937-1938 гг. в Абхазии обрушились на абхазских коммунистов, крестьян и представителей интеллигенции. Параллельно с этим закрывались абхазские и русские школы, руководящие должности занимали грузины. В рамках грузинизации в 1938 г. абхазский язык перевели на грузинский алфавит.  Кроме того, вплоть до начала Великой Отечественной войны в Абхазию переселяли грузинских крестьян. Не случайно в романе Ф. А. Искандера “Сандро из Чегема” в литературной форме описана обстановка в сталинской Абхазии.

Отдельно нужно рассмотреть депортации народов Северного Кавказа в 1943-1944 гг. К сожалению, национал-большевики и левые либералы из общества “Мемориал” и партии Яблоко одинаково трактуют эти события, лишь с той разницей, что национал-сталинисты одобряют, а левые либералы критикуют. Трактовка заключается в том, что депортации объясняют русофильско-державническими идеями Сталина, стремившегося к обеспечению безопасности. В действительности Сталин и Берия просто укрепляли положение грузин на Кавказе. Часть Чечено-Ингушской СССР и Карачаево-Черкессии оказались в составе Грузии. Карачаевск был переименован в Клухори. Опустевшие земли при этом осваивались грузинами. Наконец в органах госбезопасности работали товарищи Берии, такие как Меркулов, Кобулов, Деканозов, Рухадзе. О Грузии они не забывали. В 1944 г. были депортированы турки-месхетинцы, курды и хемшилы, осуществлены перемещения азербайджанцев. В 1944 и 1949 из Абхазии выселяли понтийских греков. В 1947 г. произошла первая депортация азербайджанцев из Армении.

Нельзя не упомянуть об отношении Сталина к Грузии и личных пристрастиях. Вот что писал в своих мемуарах Анастас Микоян: “Видимо, этим же объясняется восхищение Сталина личностью Ивана Грозного, особенно его деятельностью, когда он в интересах создания единого русского государства убивал бояр самым зверским методом, не считаясь ни с какой моралью, за что русские историки еще при царском режиме критически относились к нему. Сталин же говорил, что Иван Грозный еще мало убил бояр, что их надо было всех убить, тогда он смог бы раньше создать действительно единое крепкое русское государство. Он оправдывал и многоженство Ивана IV: у жен-де было большое приданое, которое Иван Грозный направлял на создание армии. Как-то Сталин сказал, что Иван Грозный был женат в действительности не на черкешенке, а на грузинке, потому что в старой России грузинок называли черкешенками.” Не стоит также забывать о том, что по личному указанию Сталина в 1931 г. в Грузии были созданы зернохранилища и увеличены поставки хлеба.

Грузия в 1945-1953 гг. была национал-коммунистической этнократией. При поддержке Берии возобновилась кампания по закрытию русских, абхазских и осетинских школ и колонизация Абхазии. Поэтому Мингрельское дело не является вымыслом. Берия и руководство Грузии контактировали с грузинскими меньшевиками, наконец Берия активно участвовал в Ленинградском деле и антирусских репрессиях. И это было не случайно. Выдвиженцы Жданова выступали против засилья выходцев из Закавказья и судя по косвенным признакам хотели провести русификацию СССР путем экономических реформ и улучшения позиций русского народа. А вот триумф Берии после смерти Сталина ознаменовался попыткой демонтажа СССР. Была проведена амнистия бандеровцев, в союзных республиках началась национализация кадров, сопровождавшаяся изгнанием русских.

Казнь Берии и десталинизация привели к всплеску сепаратистских настроений, события в Тбилиси в 1956 г. это наглядно доказали.  Даже в послесталинском СССР грузины сохранили особое положение. К сожалению, за годы правления Сталина для многих грузин высокомерие по отношению к русским, абхазам, осетинам и другим народам Кавказа стало нормой. Старшее поколение в Центральной России еще помнит тот контраст в грузинском обществе: с одной стороны наглые торговцы и дети номенклатуры, с другой стороны честные труженики. Безусловно, русские хорошо относились ко второй категории.

Увы, в национал-демократической Грузии преобладают антироссийские настроения. Парадоксально, но грузинские евроатлантисты нашли общий язык с чеченскими сепаратистами, причем обе стороны считают Сталина русским явлением. Современная Армения также постепенно уходит из-под российского влияния. Лишь в Азербайджане временно удалось нейтрализовать евроатлантистов, пантюркистов и исламистов. В этом смысле Сталин действительно “спас” Закавказье от “великорусского шовинизма “.

На Северном Кавказе мы тоже пожинаем плоды сталинской политики. Репрессии против терских казаков были на руку уголовно-сепаратистскому элементу, а депортации народов стали козырем в руках политических авантюристов, считающих Сталина и Берию наследниками Ермолова и князя Барятинского. Таким образом, дерусификация Северного Кавказа в 1990-2000-е гг. была заложена в 1920-30 гг.

Аватар

Пётр Македонцев

Добавить комментарий

Vespa в социальных сетях

Материалы, которые Вы не найдете на сайте